Тема урока: Путешествие в страну «Фонетика» (повторение изученного)
Класс: 5
Цель урока:
· Систематизировать знания о фонетике.
Задачи урока:
· Закрепить навыки дифференциации звукового значения букв в разных фонетических позициях.
· Продолжить знакомство с предметом изучения орфоэпии, формировать навык правильного произношения слов.
· Выявить уровень знаний учащихся.
· Обобщить знания, полученные по теме «Фонетика».
· Развить фонематический слух, являющийся основой культы речи.
· Воспитывать внимательное отношение к родному языку и собственной речи.
Оборудование:
· Мультимедийное устройство.
· Компьютер.
· Карта страны «Фонетика».
· Маршрутные листы.
· Медали «Затокам фонетики».
· Презентация Power Point.
· Каточки с дидактическим материалом.
Методические приемы: обобщающе-повторительная беседа; творческие и игровые задания; тестирование, работа с дидактическим раздаточным материалом.
Структура урока:
I. Организационный момент. Организация класса. Объявление темы урока, цели.
– Цель нашего урока – повторить, обобщить и углубить сведения о звуках и буквах русского языка, об их роли. Вы «будите учиться слушать и слышать волшебные звуки нашей речи, учиться чувствовать и понимать мысли, передаваемые ими…» (по Л. В. Щербе). Сегодня на уроке мы проведём командные соревнования на лучших знатоков фонетики.
II. Вводная беседа.
– Тысячи разных звуков окружают человека: шелест травы, завывание ветра, журчание ручейка, пение птиц, музыка… Едва проснувшись утром, мы слышим, как тикают часы, плещется вода в умывальнике, мама гремит посудой на кухне. Но вот она заходит в комнату, и мы слышим: “Вставай, уже пора в школу!” Как называются эти последние звуки? (Это звуки речи).
– Чем они отличаются от всех остальных звуков? (Из них можно составить слова, предложения – они несут информацию).
– В каком разделе науки о языке изучаются звуки речи? (В фонетике)
III. Речевая разминка
Послушайте стихотворение В. Суслова. О чём в нём сказано? Что усиливает впечатление шороха, шёпота листьев в лесу. Посчитайте, сколько свистящих и шипящих звуков в нём.
В тишине лесной глуши
Шёпот к шороху спешит,
Шорох по лесу шуршит:
Ты куда?
К тебе лечу.
Дай на ушко пошепчу:
Шу-шу-шу да ши-ши-ши.
Тихо, шорох, не шурши,
Навостри-ка уши,
Тишину послушай.
Впечатление шороха, шёпота листьев в лесу передаётся повторением шипящих (22 – [ш], 2– [ч] и свистящих 5 – [с] звуков).
– Поэты в звучании стиха стремятся передать «музыку жизни», «голоса природы», поэтому подбираются слова с такими звуками, которые помогают понять описываемое, хорошо представить его. Такой приём называется «звукописью».
IV. Путешествие в страну “Фонетика”
– А теперь мы отправимся в необычное путешествие по станциям страны «Фонетика». –
На мультимедийном устройстве или доске расположена карта страны «Фонетики». На карте указаны станции следования, их пять: ГЛАСНАЯ, СОГЛАСНАЯ, АЛФАВИТНАЯ, УДАРНАЯ, РАЗБОР.
Весь класс необходимо разделить на две команды и выбрать капитана. Каждой команде выдаётся по маршрутному листу. Капитан будет отмечать в нём правильные ответы.
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ
для путешествия по стране «Фонетика»
Выдан__________________________________ «____»___________ 2010 г.
Фамилия, имя ученика
Станция назначения | Место для ответа | Отметки дежурного |
Гласная | ||
Согласная | ||
Алфавитная | ||
Ударная | ||
Разбор |
Каждой команде выдаются билеты с заданиями. Так же можно представить задания в виде презентации. Ниже дан материал для билетов по каждой из 5 станций.
БИЛЕТ 1
Станция «ГЛАСНАЯ»
Какие буквы в начала слова, после гласной и после разделительных Ъ и Ь обозначают по два звука?
БИЛЕТ 2
Станция «СОГЛАСНАЯ»
Сколько раз встречается указанный согласный звук?
[з']: Зина обратилась с просьбой к Лизе.
[д']: Дед Демьян ходил на молотьбу.
[с']: Саня Семёнов сидел на скамейке у шоссе.
[б]: Борис бидон бросил в прорубь.
[в']: Всегда вкусна свежая морковь.
[т]: Твоими бы устами да мёд пить.
[к]: Язык мой – друг мой.
[в]: На дворе трава, на траве дрова.
БИЛЕТ 3
Станция «АЛФАВИТНАЯ»
Буквы – значки, как бойцы на парад,
В четком равненьи построились в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется все – алфавит.
В четком равненьи построились в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется все – алфавит.
Расставьте слова в алфавитном порядке:
А) конкурс
Б) викторина
В) вариант
Г) коллекция
БИЛЕТ 4
Станция «УДАРНАЯ»
Ошибка в ударении
Граничит с преступлением,
Пускай запомнит стар и млад.
Ни молодым, ни старым
Нельзя одним ударом
Но то, что нужно, ставить под удар.
(Ф. Кривин)
Поставьте ударение в следующих словах:
Алфавит
Шофер
Сантиметр
Предмет
Километр
Портфель
Свекла
Магазин
БИЛЕТ 5
Станция «РАЗБОР»
Выполните фонетический разбор слов:
Ёж, честный, морковь
Дополнительное задание командам
Прочитайте, что здесь написано:
Веснушкамнетусносанеисчезаютсносааянежалеламыланостерпеливомылазависелоотмылавеснушкияотмыла.
V. Подведение итогов урока, награждение победителей.
– Путешествие закончилось. Объявляются победители, членам победившей команды вручаются памятные эмблемы «Знатоку фонетики».
VI. Домашнее задание: составить кроссворды по теме «Фонетика».
Список использованной литературы
1. Лозинская, Т.П. Русский язык – это интересно: книга для учителя – Брянск: Курсив, М.: Московский лицей, 2000. – С. 32 – 52.
2. Малюшки А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку 5 класс. М.: Сфера, 2006.
3. Постникова И.И., Подгаецкая И.М. Фонетика – это интересно. М.: Просвещение,1992.
4. Я познаю мир: детская энциклопедия: Русский язык. М.: АСТ-ЛТД, 1997.
Комментариев нет:
Отправить комментарий